[personal profile] about_vv
В сборнике “Литература. Язык. Культура” (Кн. 2. – Владивосток, 2004; в интернете – http://vv.mediaplanet.ru/static/upload/Andrienko 2004.pdf) опубликована содержательная статья Е.Андриенко “Концепт черт в поэтическом творчестве В.С.Высоцкого”. Несколько выдержек из нее.

С. 210:

“… черт, по Высоцкому, может обитать в самом человеке, становясь его второй сутью или сближаясь с ней, или вселяться в человека, заставляя последнего творить неприглядные вещи. Но еще это и олицетворение внешней враждебной силы, не соединяющейся с человеком, а наоборот противостоящей ему, мешающей жить”.

С. 215-216:

“… концепт ЧЕРТ представлен в творчестве В.Высоцкого рядом словоупотреблений в составе фразеологических единиц, лексемами черт, (с. 216:) бес, дьявол (Дьявол), сатана (Сатана), Вельзевул, чертяка, чертик, чертушка (в контексте языковой игры), чертовка, осатанело, карга, домовой, леший, черный человек, кто-то в чем-то черном (тень), шут, злобный клоун. <...> в раскрытии содержания концепта участвуют и другие группы лексики, – во-первых, это лексемы того же тематического ряда [Ад (ад), Рай (рай), Преисподняя, грешники, тьма (‘силы ада’), ангелы, Бог], а также лексика, непосредственно выражающая в поэзии В.С.Высоцкого другие концепты (ТОСКА, ПЬЯНСТВО, ВЛАСТЬ, НЕСВОБОДА, ЛОЖЬ), или связанная с воплощением идеи разрушения – реальности, личности, государственного устройства, самого пространства, мироздания – и выражением оценки <...>. С концептом ЧЕРТ связана и лексика цвета, черный, чернота, серый, серость, причем если черный связан со сферой общенародного сознания, то серый – с индивидуальным восприятием зла в его абсолютном для поэта выражении – как насилия власти над личностью.

ЧЕРТ в поэзии В.Высоцкого предстает внутренним двойником героя, родственным ему – по части выпить или сотворить непотребное (черт, бес) и по признаку отверженности (Сатана).

ЧЕРТ также представляет и внешнюю, в разной мере враждебную и опасную для героя силу. Черт развлекает героя, ездит на вокзал с поручением, бес водит героев по кабакам; отношение к ЧЕРТУ либо панибратское, либо пренебрежительное; беса можно седлать, у чертей отнять топливо, к дьяволу – вторгнуться в преисподнюю по своим надобностям, уподобиться ему по внешнему виду. <...>”

С. 217:

“Безусловно враждебное и опасное звучание ЧЕРТ получает, когда речь идет о возможном отъятии души (дьявол), уничтожении духовных ценностей, ограничении свободы личности и творчества – когда пересекается с концептосферой ВЛАСТИ (черный человек, кто-то в чем-то черном, бесы)”.

В этой хорошей статье коробит одна деталь. Обратим внимание: автор отдельно пишет одно и то же слово, встречающееся в текстах ВВ, с большой и маленький букв, то есть явно ориентируется на опубликованные тексты. Это еще одно подтверждение того, что и в начале нулевых, когда наука о Высоцком давно вышла из зачаточного состояния и развивалась уже по крайней мере лет десять, высоцковеды относились к публикациям текстов ВВ как к настоящим источникам, не задаваясь вопросом, научно ли они подготовлены. То есть, попросту говоря, не интересовались, что пел и писал сам Высоцкий. Судя по гораздо более поздним публикациям разных авторов, за эти десять лет ничего не изменилось…
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

March 2020

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22 232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 14th, 2025 10:05 pm
Powered by Dreamwidth Studios