[personal profile] about_vv
Эту тему начал [livejournal.com profile] yms в комментарии к другой записи, но и песня, и тема заслуживают отдельного поста. Итак, новая рубрика: "Обсуждаем фонограмму". Сегодня - вот эту:

Илья, атрибутируйте, пожалуйста, эту запись.

Date: 2013-01-17 02:28 pm (UTC)
From: [identity profile] about-visotsky.livejournal.com
Вот начало дискуссии, перенесенное из другой записи:

[livejournal.com profile] about_visotsky:
17 янв, 2013 12:34
... У ВВ музыкальная 3-дольность, да еще в плавном варианте вальса, встречается крайне редко (не случайно "Белый вальс" в музыкальном плане не вальс) ...

[livejournal.com profile] yms:
17 янв, 2013 13:02
а Белый вальс, кстати, вполне себе трехдольный вальс, за исключением средней части (и дольность тут тоже средство выразительности)...

upd: при строчке "Сердца стучали на три счета вместо двух" было бы странно, если бы ритм не был трехдольным. Она, вместе с ритмом, призвана сразу погружать слушателя в трехдольную стихию.

[livejournal.com profile] about_visotsky:
17 янв, 2013 14:17
... Если взять сначала, на ней вальсовость - только в гитарном аккомпанементе, а голосом Высоцкий всячески разрушает вальс и в итоге (с 2:22) "изгоняет" его и из аккомпанемента: марш захватывает всё.

По поводу строчки "Сердца стучали на три счета вместо двух" я писала в одной из книжек, что победу трехдолности над двухдольностью Высоцкий описывает в двухдольном размере: перед нами 6-стопный ямб. :) Это, конечно, вышло у Высоцкого неосознанно, но пример показательный.

[livejournal.com profile] yms:
17 янв, 2013 14:53
... Начиная со слов "сердца стучали" гитара начинает подчеркивать трехдольный размер песни (который был с самого начала). В 2:22 начинается то, что я назвал "средней частью" песни - пространство песни расширяется, выходит за пределы конкретного танца, размер становится двух- или четырехдольным, и это - выразительное средство.

Стихотворный размер с размером песни связан весьма слабо - что угодно можно пропеть и на две, и на три доли, с соответствующими длительностями нот. (Примеры вне Высоцкого - "Давно, друзья веселые..." и "Когда уйдем со школьного двора", оба в ямбе.) В "Белом вальсе" и ямб, и амфибрахий (в припеве) поется, когда надо, на три доли, а когда надо, на две (в средней части). Количество стоп в ямбе, кстати, не всегда шесть - в 4-й строке их восемь, что наводит на мысль, что текст с самого начала был подчинен ритму песни.

[livejournal.com profile] about_visotsky:
17 янв, 2013 15:01
== Количество стоп в ямбе, кстати, не всегда шесть - в 4-й строке их восемь, что наводит на мысль, что текст с самого начала был подчинен ритму песни ==

Почему 8-стопный ямб больше подчинен ритму песни (вальсовому, т.е. 3-дольному), чем 6-стопный? Вроде должно быть наоборот: 6 музыкальных долей проще делить на 3, чем 8.

[livejournal.com profile] yms:
17 янв, 2013 15:11
Я имел в виду, что служить показателем подчиненности может непостоянное количество стоп в ямбе: вообще-то он как бы 6-стопный, но в одной строке вдруг на 4 слога становится больше.

Количество стоп с музыкальными долями не связано абсолютно никак, если только не пытаться целую строчку впихнуть в один (!) такт.

Вдогонку

Date: 2013-01-20 09:18 pm (UTC)
From: [identity profile] yms.livejournal.com
Ты внешне спокоен средь шумного бала, - амфибрахий, 12 слогов
Но тень за тобою тебя выдавала - - амфибрахий, 12 слогов
Металась, ломалась она в зыбком свете свечей. - амфибрахий, 14 слогов
И бережно держа, и бешено кружа, - ямб, 12 слогов
Ты мог бы провести ее по лезвию ножа, - ямб, 14 слогов
Не стой же ты руки сложа, сам не свой и ничей! - амфибрахий, 14 слогов

- тут все подчинено ритму песни, без него это слишком "неправильные" стихи.

Re: Вдогонку

Date: 2013-01-20 09:28 pm (UTC)
From: [identity profile] about-visotsky.livejournal.com
Да! Песня "ритмизирует" стих, "сглаживает" ритм стиха, это очень заметно и часто у Высоцкого. Я не раз ловила себя на ощущении, что песенные тексты, которые не слышала песнями (для театра и кино), с очень негладким, "перебивчивым" ритмом, и без Высоцкого, его пения, я не могу найти тот песенный ритм, который не то что сгладит, а вберет в себя все эти разношерстные ритмы и станет их общим ритмическим знаменателем.

Только почему ж "вдогонку"? Мы можем обсуждать столько, сколько душе угодно. Я, во всяком случае, готова и с удовольствием. :)
Edited Date: 2013-01-20 09:30 pm (UTC)

Re: Вдогонку

Date: 2013-01-20 09:40 pm (UTC)
From: [identity profile] yms.livejournal.com
но этот пример, по-моему, как раз нетипичен для Высоцкого, потому что обычно его стихотворные размеры выверены очень строго. Я именно удивился, когда заметил, что здесь в ритм песни укладывается неровный размер.

Re: Вдогонку

Date: 2013-01-21 11:19 am (UTC)
From: [identity profile] about-visotsky.livejournal.com
Нетипична здесь не смена размеров - это у Высоцкого случается довольно часто, - а смена их внутри куплета. Между куплетом и припевом стихотворный размер меняется часто, при стабильности песенного (та же "Охота на волков").

Date: 2013-01-17 03:12 pm (UTC)
From: [identity profile] krol-hydrops.livejournal.com
Это из записей Вадима Туманова. Кстати, благодаря пластинке "Сыновья уходят в бой" запись этой песни слышала вся страна, а до и после неё идут совершенно не переваренные страной "Ещё бы не бояться мне полётов...", "Из детства", "В младенчестве нас матери пугали...".

Date: 2013-01-17 03:53 pm (UTC)
From: [identity profile] yms.livejournal.com
именно! из этой пластинки я ее и узнал...
а в этом варианте больше амфибрахического текста, а двухдольной средней части нет вообще...
Edited Date: 2013-01-17 03:54 pm (UTC)

Date: 2013-01-17 04:28 pm (UTC)
From: [identity profile] about-visotsky.livejournal.com
Да, здесь более гладкий вариант. Если там ВВ голосом разрушает вальсовость до полного ее изгнания даже из аккомпанемента, то здесь голос просто вольничает, "не празднует" вальсовую трехдольность гитары, да и то не очень воинственно.

Date: 2013-01-17 03:57 pm (UTC)
From: [identity profile] about-visotsky.livejournal.com
Спасибо.
То есть это 07_0767(2) по Индексу фонограмм С.Ковачева
(http://vv.uka.ru/km/rus/page/index.html).

== до и после неё идут совершенно не переваренные страной "Ещё бы не бояться мне полётов...", "Из детства", "В младенчестве нас матери пугали...". ==

Ну, последняя песня сложная, отдельно не очень слушается. Вторая тоже. А вот первая почему - странно. Потому что не выпускалась широко на дисках?

Date: 2013-01-17 04:03 pm (UTC)
From: [identity profile] krol-hydrops.livejournal.com
Да. Не широко. Винилы с номерами >10 издавались небольшим тиражом.
Правда, "Ещё бы не бояться..." Смехов любил читать по телевизору под названием "Аэрофлот".

Date: 2013-01-17 04:08 pm (UTC)
From: [identity profile] about-visotsky.livejournal.com
Очень удивительно: эта песня, по моему разумению, может быть хитом не хуже "Канатчиковой дачи" и Вани с Зиной. Фонтанирующее остроумие с лихвой окупить длину и иные, "огрехи", если они есть. Правда, концовка не шибко веселая. Зато жизненная. И если б только в одной отдельно взятой местности - так можно бы в другую переехать, а так сиди и жди не знамо чего. :)

March 2020

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22 232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 16th, 2025 08:56 pm
Powered by Dreamwidth Studios