[personal profile] about_vv
Окончание моих заметок о статье YZ, в которой идет речь о влиянии Брехта на Высоцкого.

“Брехт требовал от актера холодности и рассудочности. <...> Сопережитое он расценивает как потерянное для разумной рефлексии. Эти требования не поддерживает <...> ни Высоцкий-певец, ни Высоцкий-актер”.

Совершенно верно: не поддерживает. Но тогда к чему предыдущие и последующие бредни про очуждение у Высоцкого?

“Эстетика Брехта предполагает разрушение театральной иллюзии, которую драматург называет не иначе как “мистикой” или “гипнозом”. В том числе отменяется категория “четвертой стены”, жестко разделяющей физическое пространство зала и иллюзорное пространство сцены”.

А что, кроме как у Брехта, этого нигде и никогда не было? А уличный театр вспомнить – то, с чего начиналось театральное искусство: коврик на земле, артист и зрители вокруг, – чем не предшественник авторской песни?

“Заметно общее пристрастие рока и АП к балладному жанру…”

Но уж тут-то автор статьи не станет лепить Брехта, подумала я, читая эту фразу. Ан нет, ошиблась:

“Между тем, баллада была излюбленным жанром Брехта-поэта – с ее характерной сюжетностью, драматизмом событий, с полиметрией, куплетной композицией, балладными тематизмами (вариативный рефрен) <...>. Именно такая, песенная, связанная с низовым фольклором, форма баллады характерна и для Высоцкого”.

И все тот же навязший в зубах вопрос: что в тяге к балладности специфически брехтовского? И ответ тот же: ничего. Тогда при чем здесь Брехт? Ни при чем.

“Отметим, что книга с балладами Брехта была в библиотеке Высоцкого (том 1972 года из “Библиотеки всемирной литературы”)”.

Очередной ничего не говорящий довод. Ведь дело не в наличии книги в библиотеке Высоцкого, а в том, читал ли он ее. На худой конец сгодилась бы информация, что он сам ее купил: но нет, просто “была в библиотеке” – очень весомый аргумент :).

Вот называет автор статьи основные приметы главного поэтического принципа Брехта, очуждения, сопоставляет их с текстами Высоцкого. И что мы видим? Неожиданный угол зрения на привычные вещи – свойство всякого настоящего произведения искусства. А выбор необычного места, времени, имени; демонстративно условные приемы и прямое обращение к зрителю – это же не основные, а маргинальные черты стиля Высоцкого. Они есть лишь в некоторых, второстепенных текстах ВВ. Кстати, пристрастию Брехта к необычностям противостоит принципиальная антиэкзотичность Высоцкого: при всей малоисследованности художественного мира ВВ уж его антиэкзотичность-то автор статьи не мог не заметить, - слишком она очевидна.

“Особенно сильны черты зонга – концептуальность, дидактичность, иллюстративность, аллегоричность, очужденность – в песнях поэта, предназначенных для театра (в меньшей степени – для кино)”.

То есть – по словам самого же автора статьи! – похожесть на Брехта проявляется в песнях, написанных Высоцким на заказ – там, где всё диктует не свободная творческая воля поэта Высоцкого, а драматург/сценарист и режиссер. Ну и что это говорит о художественных предпочтениях и интересах самого Высоцкого?

“В то же время зонг допускает только рациональную поэтику. Для Высоцкого она не была чуждой и в некоторые периоды даже преобладала в его песнях и стихах; но не меньше, а скорее больше возможностей находит Высоцкого в символическом, эмоционально насыщенном и отчасти иррациональном письме. Где начинается оно – кончается зонг”.

Другими словами, зонг кончается там, где начинается Высоцкий. :) Ну так для того, чтобы это уяснить, не нужны никакие научные изыскания, а тем более наукообразное словоблудие: достаточно просто открыть глаза и уши.

И еще – не ставить телегу вперед лошади, теорию вперед искусства. А когда рассеется этот искусственный туман, станет ясно, что найти ответ на вопрос о наличии или отсутствии влияния Брехта на Высоцкого можно, только сравнив эстетические системы того и другого.

“Вместе с тем, не должно казаться, будто АП и рок – всецело продукты брехтовской эстетики. Такое утверждение было бы ложным”.

Вот такое вот наставительное предупреждение против излишнего увлечения читателя идеей влияния Брехта на АП и рок. И это после тонны бреда, порожденного увлечением этой идеей самого автора статьи… Вот уж поистине – с больной головы на здоровую.

Date: 2012-09-29 11:16 am (UTC)
From: [identity profile] necrazyfan.livejournal.com
Пара примеров - только из классиков, известных Высоцкому уж точно не меньше Брехта. Они касаются и драматургии и литературы вообще.

Теоретическое рассуждение:

"Мы все еще повторяем, что прекрасное есть подражание изящной природе... Почему же статуи раскрашенные нравятся нам менее чисто мраморных и медных?.. Правдоподобие все еще полагается главным условием и основанием драматического искусства. Что если докажут нам, что самая сущность драматического искусства именно исключает правдоподобие?.. В оде, в элегии можем думать, что поэт изображал свои настоящие чувствования в настоящих обстоятельствах. Но где правдоподобие в здании, разделенном на две части, из коих одна наполнена зрителями <...> две тысячи человек, будто бы невидимых для тех, кто находится на подмостках" (А. С. Пушкин)

И практическое применение:

"Оренбургская заря красношерстной верблюдицей рассветное роняла мне в рот молоко..." (С. А. Есенин)

Это, значит, вор и разбойник, беглый каторжник из селян у Есенина так выражовывается. Никакого, как видим, перевоплощения. Видим, а всё равно любим беглого вора, верим ему. :)

Словом, эти двое - туда же. Истинные и верные брехтовцы!

Date: 2012-09-29 12:45 pm (UTC)
From: [identity profile] about-visotsky.livejournal.com
Вот именно. :)

А серьезно - как прочту галиматью, подобную этой статье, так и начинаю думать, что мы сильно недооцениваем опасность увлечения теориями: вот залезет человек с головой в теоретизирование, и куда его ум девается? Да даже и простой здравый смысл улетучивается. :(

March 2020

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22 232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 13th, 2025 09:34 pm
Powered by Dreamwidth Studios