[personal profile] about_vv
Есть две научные статьи на эту тему. Е.Купчик считает, что

“Образ луны у Высоцкого редок и неразвёрнут. Луна упоминается как деталь пейзажа, как образ-штамп любовной песни, например: "Сколько раз в меня шептали про луну"; форма под луной обозначает мир, в котором существует человек, – при сохранении определённой вещественности: "Линяют страсти под луной // В обыденной воздушной жиже"” [1].

С этим выводом не согласна В.Рослякова [2]. Хотя луна и упоминается всего в девяти текстах Высоцкого и еще в двух есть слово “лунный”, но образ этот у него многозначен. Исследовательница называет семь смыслов слова “луна” в текстах ВВ, из которых два нетрадиционны для поэзии: луна как символ наших достижений (“Вскорости мы на Луну полетим”, “Про любимый лунный трактор”) и луна как символ абсурда, бессмыслицы (“Кричат, что я украл у них луну ”). То есть Высоцкий расширил перечень значений этого традиционного поэтического образа.

[1] Купчик Е. Солнце и луна в поэзии Высоцкого, Визбора и Городницкого // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. - Т.III. Вып.2. - М. - 1999. - С.332-336.

[2] Рослякова В. Луна в поэзии Высоцкого // Полифилология-4: Сб. ст. – Орёл, 2003. С. 6-7.

Date: 2012-10-18 11:59 am (UTC)
From: [identity profile] krol-hydrops.livejournal.com
луна как символ наших достижений (“Вскорости мы на Луну полетим”, “Про любимый лунный трактор”) и луна как символ абсурда, бессмыслицы (“Кричат, что я украл у них луну ”).

Почему абсурд? "Я бодрствую..." написана через пару лет после проигрыша лунной гонки. Видимо, кто-то подумал, что Высоцкий её и сглазил своим "вскорости мы на луну полетим" и другими сатирическими песнями. В этом смысле якобы "украл Луну" у нашего народа.
Хотя говорят, что на самом деле Высоцкий ни при чём: сразу же после смещения Хрущёва новое руководство приняло решение не лезть из кожи вон в лунной гонке.

Date: 2012-10-18 12:05 pm (UTC)
From: [identity profile] about-visotsky.livejournal.com
== Видимо, кто-то подумал, что Высоцкий её и сглазил своим "вскорости мы на луну полетим" и другими сатирическими песнями ==

Вы предполагаете строчку "кричат, что я у них украл луну" отголоском какого-то реального случая из жизни ВВ?

Date: 2012-10-18 12:08 pm (UTC)
From: [identity profile] krol-hydrops.livejournal.com
Не могу исключить.

Date: 2012-10-18 12:11 pm (UTC)
From: [identity profile] about-visotsky.livejournal.com
Вообще-то да, текст в целом даже и подталкивает именно к такому варианту: очень уж явственна в нем прямая полемичность, Высоцкому не свойственная.

Date: 2012-10-18 03:09 pm (UTC)
From: [identity profile] necrazyfan.livejournal.com
"Кричат, что я у них украл луну" может быть "отголоском" другого порядка, не столь уж прямолинейно-публицистического. Сама-то подобная кража не была для него невозможной: "я б для тебя украл весь небосвод", а с появлением Марины, видимо, и крал потихоньку... Но если он не вкладывал в такую кражу смысл <обкрадывать других> - небосвода на всех хватит, то те, другие, похоже, так не считали. То есть здесь акцент на "кричат, что ... У НИХ украл". Почему отдельно взята из небосвода луна? Потому что она - известный символ поэтической лирики, и, может быть, здесь намёк на ревность собратьев по перу, считавших, что он забирает у них поэтический хлеб своей популярностью... Под "что-нибудь ещё украсть не премину" подразумеваются звёзды (возможно, и солнце в их составе). Не преминет, конечно, - мотив этой кражи развит потом в "Восточной сказке".

Date: 2012-10-18 03:55 pm (UTC)
From: [identity profile] about-visotsky.livejournal.com
Убедительная конкретизация. Только не вижу жесткого противопоставления со сказанным в предыдущих комментариях (которое я ощутила в Ваших словах "не столь уж прямолинейно-публицистического"): в обоих случаях отмечены возможные выходы в человеческую биографию ВВ.

Date: 2012-10-18 04:15 pm (UTC)
From: [identity profile] necrazyfan.livejournal.com
В общем, да. Однако проигрыш лунной гонки как подоплёка этой строки кажется мне, во-первых, слишком "единичным" возможным случаем, не вписывающимся даже в конкретизирующий фон этого текста, во-вторых, слишком уж анекдотичным (кто-то решил (?!), что Высоцкий сглазил теми строками про то, что вскорости полетим (?!)), что не встраивается в далеко не шуточный фон этого текста. Другими словами, такой "выход в человеческую биографию ВВ" здесь, по сути, не представляется мне возможным.

Date: 2012-10-18 04:25 pm (UTC)
From: [identity profile] about-visotsky.livejournal.com
Да, "поэтический" вариант выглядит более вероятным, чем полет на луну, но и там есть значимый аргумент: присутствие этого мотива в другом тексте ВВ.

Date: 2012-10-18 02:21 pm (UTC)
From: [identity profile] mr-perser.livejournal.com
--Исследовательница называет семь смыслов слова “луна”--

Похоже, исследовательница не вполне понимает смысл слова "смысл".
В приведённых примерах у слова единственный смысл - небесное тело.

А вот высказывание в целом может говорить например о достижениях, но это совсем иное.
Странно, что литературоведа- исследователя никто не поправил и не научил правильному словоупотреблению.

Date: 2012-10-18 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] about-visotsky.livejournal.com
Вы совершенно правы, но автор статьи здесь ни при чем: вина - моя и только моя. В статье сказано о значениях слова "луна", а я, пересказывая, написала "смысл" вместо "значение".

Спасибо за поправку. Приношу извинения автору статьи и читателям. Пусть пока будет как есть - и сообщение, и комментарии, а потом я исправлю слово на верное в тексте сообщения.

Date: 2012-10-18 09:37 pm (UTC)
From: [identity profile] necrazyfan.livejournal.com
Исследовательница утверждает, что у Высоцкого 7 значений слова "луна"? Хм, интересно. Не являются ли 7 богатых лун из "Куполов" подтверждением этому? :) И что она говорит конкретно по поводу этой семёрки?

А ещё вот вариант подтекста криков об украденной луне: перед ним аж 7 встают, а перед ними в лучшем случае одна; им обидно... где взял? положь на место.

Date: 2012-10-19 12:57 pm (UTC)
From: [identity profile] about-visotsky.livejournal.com
"Если же абстрагироваться от конкретных значений словоупотреблений, то обобщённо-символически можно следующим образом представить концепт луны в творчестве В.С.Высоцкого:

1. Луна как символ наших достижений:
На Луну снаряд летит;
Вскорости мы на Луну полетим;
Про любимый лунный трактор
.

2. Луна как один из символов того, чего нельзя, “запретного плода”:
И нельзя мне солнца, и нельзя луны.

3. Луна как живое существо (олицетворение):
Пусть луна с небом пасмурным в ссоре.

4. Луна - символ светлой ночи; “ночное солнце”:
Только светлые дни или луны;
Взошла луна - вы крепко спите. Для вас светило тоже спит;
Гитара опять Не хочет молчать - Звенит ночами лунными
.

5. Луна - символ поэтической (скорее - песенной) пошлости:
Сколько раз в меня шептали про луну.

6. Луна - символ абсурда, бессмыслицы:
Кричат, что я украл у них луну.

7. Луна - символ мира этого:
Линяют страсти под луной В обыденной воздушной жиже,
А я вплываю в мир иной Тем невозвратнее, чем ниже
".

Date: 2012-10-19 02:52 pm (UTC)
From: [identity profile] necrazyfan.livejournal.com
Спасибо. То есть куполовские луны даже не упомянуты. Интересно почему. Неужели простое упущение?.. Что-то этим 7 лунам не везёт: никто из исследователей, кажется, не хочет даже задаться вопросом: что же они, в конце концов, означают, не говоря - получить ответ...

Date: 2012-10-19 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] about-visotsky.livejournal.com
== То есть куполовские луны даже не упомянуты. Интересно почему ==

Я думаю, автор статьи их просто пропустила - потому что смотрела бумажное издание, а не электронный вариант 2томника.

Вот, кстати, все строчки из этого издания с корнем "-лун-":

И нельзя мне солнца, и нельзя луны.
Но вскорости мы на Луну полетим
Поет ночами лунными (3 раза)
Пусть луна с небом пасмурным в ссоре
Сколько раз в меня шептали про луну (3 раза)
Словно семь богатых лун
Про любимый лунный трактор
Взошла Луна, – вы крепко спите
Линяют страсти под луной

***
Ни денечков светлых, ни ночей безлунных
Жаль, что вечер на дворе такой безлунный
Безлунными ночами я нередко...


Любопытно, кстати, сходство фрагментов со словом "безлунный".

И еще отметим неверное толкование в следующей фразе:

== В 7 остальных случаях слово луна означает “ночное светило”: <...> “Взошла луна - вы крепко спите...” (“Ещё асфальт не растопило...”). ==

В этом тексте луну нельзя назвать ночным светилом, так как солнце в нем названо не дневным светилом, а просто светилом (универсальный, "единоличный" образ, а не парный, как было бы в первом случае).

== никто из исследователей, кажется, не хочет даже задаться вопросом: что же они, в конце концов, означают, не говоря - получить ответ... ==

Кажется, где-то об этом было (скорее всего, в книге Н.Рудник). Постараюсь проверить в ближайшее время (в сети, к сожалению, этой книги нет).

Date: 2012-10-20 01:56 am (UTC)
From: [identity profile] necrazyfan.livejournal.com
== Любопытно, кстати, сходство фрагментов со словом "безлунный". ==

По мне так закономерное сходство. Как и сходство фрагментов со словом "луна"...
Всё-таки "семь богатых лун" - из ряда вон случай. Совершенно непонятно как можно пройти мимо него, делая обзор лунной темы.
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] asnecto сослался на вашу запись в записи «Луна в поэзии Высоцкого (http://nashe-nasledie.livejournal.com/1177034.html)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Луна в поэзии Высоцкого [...]

March 2020

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22 232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 29th, 2025 02:09 pm
Powered by Dreamwidth Studios