Sep. 26th, 2010

КОРЯВЫЙ, РЖАВЫЙ, – ПРОСТО НИКАКОЙ...

В одной из старых тем форума Высоцкого на Куличках есть интересный диалог:

Алексей Ляхов, написано 31-01-2003:
"<...> Меня всегда удивляло, как уживались в Высоцком его прекрасные песни с глубоким философским смыслом с феноменально банальными рассказами о них. «Как известно, Кук был великий мореплаватель…» и т.д. <...> Меня всегда занимал этот парадокс и разгадки я так и не нашел.

Алексей Романенко, написано 31-01-2003:
"<...> По поводу банальных рассказов.
Ну, слушатели разные были. Наверно, это было что-то вроде ответа на письма, где его спрашивали, что он имел в виду там-то и там-то (были же вопросы про "жёлтое в тарелке"). Вот для самых понятливых и разъяснял. Ведь, например, в первой половине 70-х он "Марафон" никаким рассказом поясняющим не предварял, а в последние годы рассказ был длиннее песни. Или на видеозаписи "Паруса" в 1968 году он сказал слушателям, что уверен, что они поймут о чём песня, а в 1980 - всё-таки пояснил (наверно не все поняли :-).

С другой стороны, рассказы о "Гамлете" и других спектаклях, по-моему, никак нельзя назвать банальными, потому что спектакль показать он не мог, а смысл (небанальный) донести нужно было.<...>

Алексей Ляхов, написано 31-01-2003:
"<...> ==Ну слушатели разные были==
Скорее мне в то время попадались только стереотипные гастрольные выступления Высоцкого, где он шпарил по накатанной колее. В том числе, и разговор между песнями. Я не против ответов Высоцкого на вопросы (наоборот - за!), я против банальных ответов. Не стандартных заготовок, нет! Против банального "как известно, Кук был великим мореплавателем... его любили и съели". Несерьёзно как-то такое говорить на концертах. <...>"

(http://ubb.kulichki.com/ubb/Forum53/HTML/000194.html. К сожалению, ссылка нерабочая: эта страница в интернете отсутствует и сохранилась только в архиве).

Вот еще один подобный пример:

"Я хочу вам с самого начала спеть песню, новую песню cовсем. Она родилась по ночам совсем недавно. Вот. Может быть, в связи с тем, что, вот, у меня была премьера "Гамлета". Я играл Гамлета, и у меня такие серьезные настроения. В связи с этим такая серьезная песня. Песня называется "Горизонт".
[В Индексе фонограмм, составленном С. Ковачевым, эта запись обозначена как 00_0279(1) Москва, РТИ АН СССР (2-е выст.) 02(?) декабря 1971 года].

А ведь проблема действительно существует. Как объяснить до дикости банальные, до жути косноязычные речевые фрагменты между песнями, которых у ВВ множество? Ведь даже если он не был "краснобаем", то мог же и заготовить преамбулы.

Может, это случалось, когда одна песня "цепляла" другую (близкородственную?), и Высоцкий сразу внутренне переключался,  оставаясь в песенной стихии, устный текст проговаривая формально, полуосознанно? Или когда он не чувствовал необходимости в речевом вступлении, и поэтому оно оказывалось чистой формальностью?..
И КАК МАЛАЯ ФРОНТУ ПОДМОГА...

Добрый знакомый спросил, когда, по моему мнению, мог быть написан один текст ВВ. Как я понимаю, его точная датировка то ли неизвестна, то ли поставлена под сомнение. В крыловском 2томнике текст [назовем его условно "49 дней"] напечатан с первой строкой "Суров же ты, климат охотский...", в жильцовском многотомнике - с первой строкой "Волна на волну находила..." и с прозаическими вставками.

Я не знаю ничего из биографии произведения, только эти две публикации и комментарий в 2томнике.

Событие, о котором пишет ВВ, произошло в конце зимы 1960 г., и проще всего предположить, что незатейливый свой текст ВВ написал по горячим следам, весной или летом того же года. Но согласно Комментариям к 2томнику, есть записи песни, сделанные в середине 60-х годов. Получается, что через несколько лет ВВ вспомнил этот серенький текст да еще и напел его. Притом это повторилось как минимум дважды, с приличным интервалом. Как это объяснить?

Может быть, некий особый повод воскресил в памяти Высоцкого этот текст. А может, сам текст был написан в середине 60-х.

Возможен ли второй вариант? Это, собственно, единственный вопрос, на который я могу попытаться ответить.

Сравнение песен, написанных Высоцким в 1961 году, вскоре после описываемого в песне происшествия, и в 1964-1967 годах (датировка двух фонограмм песни в Комментариях к 2томнику) не оставляет сомнений, что это разные периоды творчества Высоцкого. Казалось бы, в подобной ситуации несложно определить, к какой группе песен ближе "49 дней" - и стилистически, и по качеству текста. Но это не так.

Художественный мир Высоцкого с годами не развивался, а раскрывался. Все основные свойства, образы, мотивы, темы художественной системы Высоцкого есть в его текстах 1961 года. Да к тому же  они в совокупности явлены  в одном из них  - "Ты уехала на короткий срок..." - и в дальнейшем не претерпели существенных изменений: в "Яблоках" нам явлен тот же мир, что и в "Бодайбо". Потому так многочисленны и разнообразны связи его текстов, не только близких, но и далеких по тематике, образности, времени создания.

Всё это мы видим и в "49-ти днях". Вот самые яркие примеры.

1) Текстовые параллели:

"Люди ослабли, но смотрят прямо и друг друга не едят" →
Из заморского из лесу,
Где и вовсе сущий ад,
Где такие злые бесы –
Чуть друг друга не едят.
("В заповедных и дремучих...", <1966 или 1967>)
"... но люди снова бодры. У них второе дыхание, потом третье, потом четвертое" →
"Ну, я надеюсь, что придет
Второе мне дыханье.
Потом я третее за ним ищу,
Потом четвертое дыханье"
("Я бегу, топчу скользя...", 1971)

2) Стилистические параллели (распространенная у ВВ стилистическая фигура зевгма):

"Не видно ни лодки, ни зги"
(ср.: "Кто с кольтом, кто с кинжалом, кто в слезах").

3) Тематические, мотивные параллели:

"Герои должны петь <и> помнить о доме".
Особое значение, а нередко и спасительность пения в мире Высоцкого очевидны. Так же как и значимость ощущения дома.
Что же касается качества, то "49 дней" - текст иронический, "пособие для начинающих и законченных халтурщиков". Так что его художественная слабина могла быть обусловлена темой, а не тем, что Высоцкий только начал свой поэтический путь и был еще недостаточно умелым стихотворцем.

А предположение мое такое: контекст произведений, опубликованных в наиболее надежном на сегодняшний день издании Высоцкого, крыловском 2томнике, позволяет предположить, что текст "Суров же ты, климат охотский..." мог быть написан не только в начале, но и в середине 60-х годов.

P.S. Контекст 2томника недостаточен. Нужно сравнить "49 дней" с известными ранними текстами Высоцкого - периода его студенчества в Школе-студии МХАТ. Может, это склонит чашу весов в пользу того или иного варианта датировки, хронологически "привяжет" "49 дней" к описываемому событию или к записям песни.

Ну вот, чем могу...

March 2020

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22 232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 5th, 2025 09:13 am
Powered by Dreamwidth Studios