[personal profile] about_vv
Текст и песня… В начале 80-х годов вышел первый сборник стихов Высоцкого “Нерв” – тогда впервые и заговорили о том, что его песенные тексты неотделимы от авторского голоса: слова песен ВВ

“так органично слиты с исполнением, что отделить одно от другого тут очень трудно – в обыденной жизни попросту и не нужно” [23*].

Едва ли не общепринятым стало также мнение, что тексты песен вне исполнения их автором много теряют.
За двадцать лет, прошедшие с тех пор, мало что изменилось: мнения остались мнениями, исследований не появилось. По-моему, самым интересным примером размышлений на тему “текст и песня Высоцкого” и по сей день остается давняя статья Д.Кастреля “Прислушайтесь!..” [24*]. Поэтому я и рискую предложить читателю свою давнюю же полемику с одним из ее фрагментов.

Автор статьи справедливо отмечает, что в песне Высоцкого его голос и исполнение

“является не просто инструментом и способом донесения содержания до слушателя.., но и существенной частью самого содержания” (здесь и далее в цитатах из этой публикации выделено автором статьи. – Л.Т.). И именно поэтому “исчерпывающий анализ большинства его песен невозможен без учета авторского исполнения” [25*].

Но затем Д.Кастрель разделяет функции текста и исполнения:

“Часто, очень часто у Высоцкого события и внешние проявления их фиксируются в тексте, а мотивировки и оценки добавляются отдельно – в голосе” [26*].

Что привело автора к такому обобщению?

“Напомню знаменитый рефрен этой песни:

Идет охота на волков. Идет охота
На серых хищников – матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу, и пятна красные флажков.

Кстати, это единственные слова автора в песне; сюжет разворачивается в строфах, являющихся монологом Волка. Так вот, вы будете крайне удивлены, когда обнаружите (как я однажды), что этот рефрен информативен и только. Прочтите! Его можно прочесть с любой, даже с отрешенной интонацией. Это поразительно потому, что слова рефрена у нас накрепко срослись с отвратительной картиной акульего упоения кровью и безнаказанностью. Но весь этот идейный пласт – в голосе! В тексте этого нет…” [27*].

* * *

Мы попробуем проанализировать рефрен “Охоты” и посмотреть, что же все-таки заложено в тексте. Но прежде отметим следующее.

Ясно, что любой стихотворный текст, который “информативен и только”, никакого отношения к поэзии не имеет. А поскольку речь идет о рефрене – той части текста, в которой традиционно должно быть в концентрированном виде выражено содержание поэтического текста (а отнюдь не только его сюжетный пласт); причем о рефрене песни – общепризнанного шедевра Высоцкого, то из названного тезиса Д.Кастреля (независимо от того, как считает сам автор) объективно следует вывод, что Высоцкий – не поэт. Но попробуем прочесть сам рефрен.

Уже в первой строке:

Идет охота на волков, идет охота… –

мы видим: волки зажаты, как тисками, этим неумолимо-неотвратимым “идет охота”, сдавливающим, поглощающим строку. Не на равных играют с волками… Ощущение усугубляется тем, что движение направлено только внутрь кольца, на волков, ответного движения-отпора с их стороны нет (ср.: “Вокруг меня сжимается кольцо…”). Запомним это.

Следующая строка:

На серых хищников – матерых и щенков –

это не просто уточнение объектов охоты. Контекст таков, что оказывается значимым даже, казалось бы, до основания стертое определение “серых” (которое к тому же поначалу может показаться лишним: что волки серы, общеизвестно): ему откликаются из последней строки рефрена кровь, пятна красные флажков, снег. Все вместе они окрашивают сцену бойни в жесткие, режущие глаз серо-бело-кровавые тона. Эти цветовые пятна привлекают особое внимание прежде всего потому, что в песенной поэзии Высоцкого слова, обозначающие цвет, очень редки. Тем сильнее, резче оказывается их воздействие, тем значимее их присутствие.

И мгновенно расширяет смысловую емкость сцены второе уточнение – “матерых и щенков”. Тут уже не травлей пахнет – истреблением целого вида инакодумающих, инакочувствующих, вообще – иных, других, непохожих. А в конечном счете – истреблением будущего.

Это очень важный мотив – неслучайно потом, через годы, он отзовется и разовьется в песне “Конец "Охоты на волков"”:

К лесу – там хоть немногих из вас сберегу!
К лесу, волки, – труднее убить на бегу!
Уносите же ноги, спасайте щенков!
Я мечусь на глазах полупьяных стрелков
И скликаю заблудшие души волков.

Третья строка из всего рефрена:

Кричат загонщики, и лают псы до рвоты –

казалось бы, самая явная, в ней поэт как будто ничего не припрятывает от беглого взгляда: упоминание о загонщиках, псах (да еще лающих до рвоты – деталь, вызывающая почти физиологическое отвращение [28]) вроде бы лишь подтверждает показанное, оцененное – борьба неравная, схватка изначально нечестная. Но вот что важно. Действующие лица в этой строке – из тех, кто противостоит волкам. И в них подчеркнута одна особенность, общая для этого ряда образов: все они звучащие (“хлопочут двустволки... егеря бьют уверенно... удивленные крики людей”). Волки в рефрене, как и в песне, немы, безгласны. Лишь однажды раздается одинокий и тем подчеркивающий безгласие стаи (символ покорности судьбе) голос героя:

Почему же, вожак, дай ответ,
Мы затравленно мчимся на выстрел..?

Характерно, что ту же волчью немоту мы обнаруживаем и в написанном почти десятилетием позже “Конце "Охоты"”. Но в обоих случаях “звучание” охотников уравновешивается тем, что эта история озвучивается одним из гонимых – волком. Он дарит сюжету свой голос.

Тут самое время вспомнить первую строку рефрена – пассивность волков, точнее, отсутствие движения на прорыв кольца (не случайно, конечно, их сравнение с мишенью в начале песни). “… и не пробуем через запрет” – не в этом ли один из корней охотничьего упоения безнаказанностью, которое есть в песне и на которое указал Д.Кастрель?

Последняя строка рефрена:

Кровь на снегу и пятна красные флажков –

словно ставит кровавую точку в этой бойне. Вновь, как и в первой строке, здесь – кольцо, только на этот раз цветовое: белизна снега стиснута пятнами крови и флажков, тут не просто имеющих один с кровью цвет, но контекстуально – кровоточащих, окровавленных (не случайно ведь сказано: “пятна красные флажков” – явный намек на пятна крови). Еще одно соображение возникает по поводу функции цвета в рефрене “Охоты”: может быть, серость тех, кто “затравленно мчится на выстрел”, означает невыявленность личностного начала, неродившуюся личность?

* * *

Так, вчитываясь в лишенный поддержки голоса и гитары текст рефрена “Охоты”, мы убеждаемся, что он несет не только информационную, но и эмоционально-оценочную нагрузку. Впрочем, как и любой другой полноценный поэтический текст.

Попутно я попыталась показать, что и традиционную для рефрена функцию рефрен “Охоты” блестяще выполняет: в нем весь текст песни словно стягивается в невероятный по плотности, напряжению смысловой сгусток. И еще. В этом великолепном четверостишии отчетливо проявилась отзывчивость поэтического слова Высоцкого голосам не только других сочинений поэта, но и других поэтов: диалог с Мандельштамом и Пастернаком очевиден, откликается рефрен “Охоты” и гудзенковскому “… За мной одним идет охота”.

1988. Публикуется впервые

(Из кн. Л.Томенчук “Высоцкий и его песни: приподнимем занавес за краешек. – Днепропетровск, 2003; в сети – http://lib.ru/CULTURE/MUSIC/TOMENCHUK/wysockij.txt )

__________________________

[23*] Лавлинский Л. Мета времени, мера вечности. М., 1986. С. 74.
[24*] Кастрель Д. Прислушайтесь!.. // Муз. жизнь. 1987. № 12. С. 20.
[25*] Там же. С. 21.
[26*] Там же.
[27*] Там же.
[28] “Охота” дает возможность на конкретном примере показать ощущение поэтом многомерности мира. У Высоцкого одни и те же образы, сюжетные коллизии встречаются во многих песнях, причем как в положительном, так и в отрицательном контексте. И вызывают, соответственно, различный эмоциональный отклик. Ср.:

Кричат загонщики и лают псы до рвоты…
Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу.

Date: 2013-06-22 09:26 pm (UTC)
From: [identity profile] necrazyfan.livejournal.com
Ещё припев интересен тем, что здесь преследователи тоже заключены в кольцо, хотя в реале и в основном тексте они извне, "из-за елей". Вернее даже, не столько в кольцо, сколько в яму. Достигается это двумя крайними парами образов, сопряженных соединительным "и". Обе пары - 1) матёрые и щенки, 2) кровь на снегу и пятна флажков - образуют ограду, границу этой территории. Впечатление ямы создано симметричным перепадом в направлении: на полюсах - матёрые (взрослые, большие) волки и флажки (возвышающийся над снегом, над землёй, на шестах и.т.д), т.е. явные вертикали; ближе к центру - щенки (мелкие, на низких лапах, ещё не оторвавшиеся толком от земли) и кровь на снегу - столь же явные горизонтали. Третья, центральная пара - охотники и псы - оказываются, таким образом, не только в центре, но и как бы внизу.

Date: 2013-06-23 01:07 am (UTC)
From: [identity profile] about-visotsky.livejournal.com
Про две пары - здорово! Действительно яма, причем с разнонаправленным движением: в первой паре - вниз / к центру, а во второй наоборот - снизу / от центра.

А вот насчет третьей, центральной пары давайте уточнять.

Во-первых, не охотники, а загонщики. Противостоящая волкам сила - не двучлен (люди + псы), а тричлен: охотники + загонщики + псы. У двух групп людей разные функции, разное местоположение, и не только на местности, но и в тексте: они абсолютно разделены, - охотники появляются только в куплетах, а загонщики точно так же исключительно в припеве, этих границ они не переходят (кстати! - точная параллель волкам).

И во-вторых: пара "загонщики и псы" составляют точно такую же яму (и по направлению движения тоже), как и волки, матерые и щенки, из предыдущей строки. Так что не согласна не только что они - в центре, но и что внизу.

Если эти два замечания верны, то картина должна получиться несколько иная. Если Вы согласны с ними, тогда давайте разберемся с картиной.

Да, и еще не согласна, что кровь на снегу вместе с флажками образует ограду-границу территории. По логике этой охоты кровь покрывает арену бойни.

Кстати! - как только что увидела, мне не случайно пришло на ум слово "арена", ведь присутствие елей и названные Вами и мной три ямы-кратера преобразуют поле-поляну бойни в цирковую арену...

Второй из отмеченных моментов еще более усиливает интерес к первому, подчеркивает важность этой детали. Почему две группы людей так распределены по месту в сюжете, понятно из их охотничьих функций. А вот почему они так расположены по тексту, - вопрос.
Edited Date: 2013-06-23 01:17 am (UTC)

Date: 2013-06-23 02:24 am (UTC)
From: [identity profile] necrazyfan.livejournal.com
Говоря что кровь и флажки образуют границу территории, я подразумевал территорию припева как текста, а не места, про которое рассказывает текст. Моё наблюдение частное, оно вообще не о сюжете, а об особенностях строения этого куска, слов, которые его составляют. На сюжет я пока что не замахиваюсь. Какое отношение это наблюдение имеет к сюжету и авторскому замыслу - понятия не имею. Знаю только, что оно верное. :)

Date: 2013-06-24 02:22 pm (UTC)
From: [identity profile] necrazyfan.livejournal.com
Попробую в следующем комментарии сказать по сюжету плюс выйти за рамки припева. А пока отвечу и спрошу:

== Во-первых, не охотники, а загонщики ==

Да, верно, я оговорился, а это существенная разница. Загонщики.

== И во-вторых: пара "загонщики и псы" составляют точно такую же яму (и по направлению движения тоже), как и волки, матерые и щенки, из предыдущей строки ==

Этого не понял. Почему? Потому что люди выше собак?

Date: 2013-06-25 06:39 am (UTC)
From: [identity profile] about-visotsky.livejournal.com
Да, по тому же самому пространственному принципу, который Вы назвали для пары "матерые/щенки". И именно при формальном общем знаменателе резко взыгрывает смысловое различие отношений внутри каждой из пар.

Date: 2013-06-25 02:51 pm (UTC)
From: [identity profile] necrazyfan.livejournal.com
В паре "матёрые и щенки" не столько разница в росте/размере значима, сколько неизбежно ассоциирующаяся с нею семантика взрослого и дитяти: щенок - создание, которое ближе к матери-земле и по времени <выхождения из материнского лона>, и по естественности, незамутнённости инстинктов, и по причине нестойкости конечностей. Всё это и движет пару в из вертикали в горизонталь, вниз и внутрь припева.
"Кровь на снегу и пятна красные флажков". Здесь важно, что фактически один и тот же образ - красные пятна - дан в совершенно определённых, без вариантов, разных плоскостях: пятна флажков висят вертикально и на расстоянии от земли/снега, пятна крови "лежат" на снегу. Тоже - чёткий перепад от вертикали к горизонтали, вниз и вглубь припева, только с другой стороны.
Возможно, что-то подобное есть и в паре "загонщики и псы", но я не вижу ничего, кроме естественной разницы в росте между человеком и собакой. И значит, считать эту пару ещё одним значимым проявлением вертикально-горизонтального сдвига не могу.

Касательно ям и кратеров. Сам по себе переход из вертикали в горизонталь, изображённый одной образной парой, не может образовывать яму, - для ямы, по крайней мере в линейной её интерпретации, нужна ещё одна пара, симметричная. Здесь такими двумя парами и являются перечисленные две, они и образуют "яму" этого припева. В этой яме оказывается третья, центральная по дислокации в тексте, пара - загонщики и псы.

Это ещё не всё, потому что смысловая нагрузка двух крайних, вертикально-горизонтальных паp ещё плотнее, насыщеннее, чем описано выше. Во-первых, в более формальном, "геометрическом" отношении: флажки вывешивают примерно на уровне глаз взрослого волка, значит, две крайние, вертикальные метки "ямы" припева - матёрые и флажки - одинаковой высоты. :) Во-вторых, в более содержательном отношении: матёрые в немалой степени виновны в том, что страдают, гибнут щенки - ведь это от них, от взрослых, всосано "нельзя"; точно так же - симметрично, на другом полюсе "ямы", флажки - в немалой степени причина крови на снегу.

Date: 2013-06-25 05:24 pm (UTC)
From: [identity profile] about-visotsky.livejournal.com
== щенок - создание, которое ближе к матери-земле и по времени <выхождения из материнского лона>, и по естественности, незамутнённости инстинктов, и по причине нестойкости конечностей. Всё это и движет пару из вертикали в горизонталь, вниз и внутрь припева. ==

Очень точно! Но вот Ваша последующая расстановка акцентов –

== В паре "матёрые и щенки" не столько разница в росте/размере значима, сколько ==

на мой взгляд, сильно преуменьшает значение для припева обнаруженного Вами смысла “ямы” – движения от края сверху вниз к центру:

== Впечатление ямы создано симметричным перепадом в направлении: на полюсах - матёрые (взрослые, большие) волки <...> ближе к центру - щенки (мелкие, на низких лапах, ещё не оторвавшиеся толком от земли) ==

Важность этого момента уже в том, что он пространственный. А у Высоцкого пространственные образы и мотивы всегда несут ключевые смыслы. Важность этого смысла подчеркивает его повторяемость, которую Вы показали: точно то же повторяется и во второй паре – кровь на снегу и флажки. Я увидела в припеве еще одну так же организованную пару: загонщики и псы. А сейчас – и еще дну, тольно на этот раз – в метафорическом ключе: это пара "крик – лай до рвоты", в которой я ощущаю оценочное понижение от первого образа ко второму (кстати, насколько я понимаю, в описываемой ситуации охоты псы ближе к центру эпизода – волкам, чем загонщики, и если так, то и здесь воплощено то же направление: сверху с края – вниз к центру). Само по себе это могло быть случайным, но повторенное трижды в четырех строках – нет.

Этот обнаруженный Вами смысл, как мне кажется, несет в припев усиление мотива загнанности, безвыходности. А еще, я думаю, это один из косвенных намеков на то, что взгляд этого сюжета направлен на нечто, пребывающее внутри.

== флажки - в немалой степени причина крови на снегу. ==

Нет, текст не дает возможность такого толкования. Недаром герой песни ничем не выделяется из стаи, он такой же, как все (“мы, волчата ... всосали – нельзя за флажки”). Это значит: то, что совершил он, может совершить любой, и если кто так не сделал – это его личная вина. Это личная вина каждого взрослого, выросшего волчонка.

== матёрые в немалой степени виновны в том, что страдают, гибнут щенки - ведь это от них, от взрослых, всосано "нельзя" ==

Совершенно верно. Независимо от того, вырвался или нет повзрослевший волчонок из пут противоестественного родительского воспитания, выправил ли он свою судьбу, вина родителей никуда не девается, она неизбывна.

Тема двойной вины – вины личной и вины других – одна из ключевых у Высоцкого, и он всегда одинаково расставляет акценты: делает упор на личное.
Edited Date: 2013-06-25 05:32 pm (UTC)

Date: 2013-06-25 06:37 pm (UTC)
From: [identity profile] necrazyfan.livejournal.com
== последующая расстановка акцентов <...> сильно преуменьшает значение для припева обнаруженного Вами смысла “ямы” – движения от края сверху вниз к центру==

Нет, я ничего не преуменьшал. Я понимаю, что не было бы первого - формального, пространственного - признака, трудно или невозможно было бы разглядеть или мотивировать второй - смысловой. Возможно, неудачно выразился (не столько... сколько), но это лишь из протеста против чрезмерного увлечения формальными признаками. Для меня формальный признак убедителен, если он подкреплён содержательно-ассоциативными - прямо или косвенно, - если они взаимодействуют без сопротивления.
В данном случае я вижу такое взаимодействие в двух парах и по-прежнему не вижу в третьей. Третья пара - "загонщики - псы" - хоть и создаёт чисто "геометрическое" впечатление перепада в высоте, но не поддерживает ощущение вертикально-горизонтального перехода, а главное, не имеет ничего, что бы поддерживало такой переход содержательно: оба - человек и гончая собака - взрослые, сильные животные, энергичные, крепко стоящие каждый на своих ногах (что с того, что они разной длины и собака на четырёх?) итд. Нету здесь горизонтали.

== пара "крик – лай до рвоты", в которой я ощущаю оценочное понижение от первого образа ко второму ==

Лай до рвоты - гораздо более энергичный, да и шумный, громкий, звук, нежели крик. И слово само по себе - более энергичное. Если в этих категориях говорить, то для меня здесь, наоборот, повышение. Кстати, если принять это, то вот эти две пары (загонщик - пёс, крик - лай до рвоты) как раз и образуют ещё одну яму с симметричным движением - сверху вниз (рост), потом снизу вверх (звук). Но, по-моему, это будет от лукавого, то есть лишнее. :)

== обнаруженный смысл, как мне кажется, несет в припев усиление мотива загнанности, безвыходности ==

Да, есть такой мотив. На его усиление как раз работает созданная текстом припева (а не физической, сюжетной картиной) большая яма: в ней и преследуемые и преследователи. И это тем более для меня убедительно, что крики и лай до рвоты от последних я воспринимаю не только как атрибуты загона, но и как звуки отчаяния и злобы попавших в ловушку гонителей.

Date: 2013-06-25 09:13 pm (UTC)
From: [identity profile] about-visotsky.livejournal.com
Да, в паре "загонщики - псы" смысл движения вниз выражен слабее. Но он есть и, кстати, поддержанный также и содержательно. Да,

== оба - человек и гончая собака - взрослые, сильные животные, энергичные... ==

Но не равные: собака - в услужении у человека.

Есть ли в паре "крик - лай до рвоты" смысл снижения (имею в виду в оценочном плане: в лае, а тем более до рвоты, больше негатива), - это надо проверять анализом данных мотивов в широком контексте текстов ВВ. А до того это остается моим ощущением, не более.

Крики и лай -

==как звуки отчаяния и злобы попавших в ловушку гонителей ==

никогда с этой стороны не смотрела. Надо подумать, сочетается ли с текстом. Сходу - одно сомнение со стороны реальности. С собаками ясно - они близко к волкам и могут оказаться внутри флажков. А что, загонщики тоже прямо рядом с волками, что их можно представить внутри? Мне казалось, что они заметно дальше, чем собаки...

Date: 2013-06-25 09:58 pm (UTC)
From: [identity profile] necrazyfan.livejournal.com
Ну, со стороны реальности... Со стороны реальности, по-моему, в песне вообще не слишком соблюдены правила. Например, собаки - это из другой оперы: при загоне шума не должно быть много, и загонщики не кричат монотонно-громко, а варьируют в зависимости от обстоятельств, иногда трещотками работают или стучат по деревьям, собаки бы в такой ситуации только всё испортили бы. Может быть, я ошибаюсь, не стану настаивать...

Насчёт "попавших в ловушку гонителей" - я не говорю, что это ситуация, изображенная или даже подразумеваемая в сюжете. Я говорю, что это моё восприятие припева, того, как он построен (см. выше). Я думаю, что это метафора всеобщности "западни" - "про нас про всех", и что она в припеве заложена.

Date: 2013-06-26 02:40 am (UTC)
From: [identity profile] about-visotsky.livejournal.com
Сравнить с реальными обстоятельствами подобной охоты надо бы, зная интерес Высоцкого к тому, "как в жизни". Мог он интересоваться этим и в данном случае. Посмотрела я немножко про облавную охоту, там и загонщики, и собаки вроде весьма активно используются. Но это надо, конечно, обстоятельно покопать-разобраться, чтоб сообразить, как текст соотносится с реалиями жизни в данном случае.

Попавшие в ловушку охотники-загонщики-псы в метафорическом смысле всеобщности западни - да, конечно, это про нас про всех, и этот смысл должен быть в тексте выражен. Но я не уверена, что он выражен именно так для загонщиков-и-псов.

О том, как воплощен в "Охоте" смысл "про нас про всех", в литературе о Высоцком, насколько я знаю, ничего нет. Это неизученная тема. Что очень странно, ведь на ее присутствие сам Высоцкий обратил наше внимание целой песней. Думаю, мы эту тему не замечаем потому, что она выбивается из привычного, ставшего традиционным нашего восприятия этой песни. А привычки менять не хочется - не комфортно, да и понимание, что гонители в той же западне, естественно понижает статус гонимых, а так хочется ощущать свою исключительность. :)
Edited Date: 2013-06-26 02:43 am (UTC)

Date: 2013-06-26 02:25 pm (UTC)
From: [identity profile] necrazyfan.livejournal.com
"Облавная охота" - очень общее понятие; естественно, во входящих в него разных подвидах разный состав участников в зависимости от обьекта и условий охоты.
У нас же есть очевидная возможность - и необходимость, раз хотим копать реалии в песне - сузить поиск.
"Зимняя-охота на волка-с флажками" - вот несомненные составляющие сюжета высоцкой "Охоты", значит, по ним и надо искать.
Ни в одном источнике, релевантном к этому набору, я не нашёл ни слова про собак, - м.б., мне просто не попалось: конечно, я смотрел далеко не всё.
Зато про загонщиков говорится много и подробно. В частности, например, вот это, о чём был один из Ваших вопросов:
"Загонщики заходят во внутрь оклада и начинают «подшумливать» зверя..."
http://prooxoty.ru/oxota/oxota-na-volka/20-oxota-na-volkov-s-flazhkami.html

Date: 2013-06-26 04:38 pm (UTC)
From: [identity profile] about-visotsky.livejournal.com
Ну в общем, закончилось всё как обычно :) : прочтя Ваш комментарий, пошла по ссылке, а потом и сама стала рыть. :) Действительно, про собак - ни слова, а про загонщиков - много.

Но в том материале, который мне попался, и еще много интересного про охоту на волка с флажками, - не для простого интереса только, а и сталкивающее с текстом высоцкой "Охоты". Рискну дать эти цитаты отдельным постом. Сейчас отформатирую и опубликую.

March 2020

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22 232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 17th, 2025 10:05 am
Powered by Dreamwidth Studios